24 мая 2012 года состоялось очередное, плановое собрание членов СРО. Было зарегистрировано 170 членов, что составляет 73,6% от общего числа членов. Это очень хорошая явка, дающая уверенность в легитимности нашего собрание в решении любых вопросов. Хотелось бы заметить, что в целом сегодня ситуация в саморегулируемых организациях далека от идеальной и не редки случаи когда собрания проходят формально, едва набирая кворум. Высокая явка нашего СРО говорит о хорошем уровне понимания общих задач компаний – членов СРО «РОС СОЮЗ».

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

  1. Отчет Президента НП СРО «РОС «СОЮЗ» о проделанной работе исполнительного органа за 2011 год.
  2. Утверждение годовой бухгалтерской отчетности НП СРО «РОС «СОЮЗ» и рассмотрение заключения внешнего аудитора по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности НП СРО «РОС «СОЮЗ» за 2011 год.
  3. Утверждение отчета об исполнении сметы НП СРО «РОС «СОЮЗ» за 2011 год.
  4. Отчет Совета НП СРО «РОС «СОЮЗ» о проделанной работе за 2011 год.
  1. Утверждение Устава НП СРО «РОС «СОЮЗ» в новой редакции.
  2. Утверждение Положения об Общем собрании членов в новой редакции.
  3. Утверждение Регламента созыва и проведения Общего собрания членов в новой редакции.
  4. Утверждение Положения о постоянно действующем коллегиальном органе управления (Совете) в новой редакции.
  5. Утверждение Положения о единоличном исполнительном органе (Президенте) в новой редакции.
  6. Утверждение Правил контроля в области саморегулирования в новой редакции.
  7. Утверждение Положения о системе мер дисциплинарного воздействия в новой редакции.
  8. Утверждение Положение о порядке ведения реестра членов в новой редакции.
  9. Утверждение Требований к выдаче и условий выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в новой редакции.
  10. Принятие решения об исключении организаций из состава членов НП СРО «РОС «СОЮЗ».
  11. Разное.

Все намеченные в повестке дня вопросы были детально обсуждены, по каждому пункту с докладом выступили должностные лица аппарата СРО. По некоторым вопросам состоялась небольшая, но полезная полемика. В целом по вопросам повестки серьезных возражений положения докладов не вызвали, что показало голосование. Все доклады и предложения утверждены подавляющим большинством голосов.

Далее, вниманию собрания был предложен список недобросовестных членов СРО,  которым общим собранием были  вынесены меры дисциплинарного воздействия.

После обсуждения данных вопросов повестки дня Председатель объявил заседание закрытым.

 

Основной доклад. (президент СРО Симанович О.В.)

           

Мы все прекрасно понимаем, что стабильность работы любой отрасли основана на технологической дисциплине. Но точно также мы понимаем, что соблюдение норм и стандартов в строительной отрасли не приходит само собой. Должна быть организационная структура способная взять на себя и разработку нормативов и создание механизма надежного контроля. Было время, когда все функции создания системы брало на себя государство. Современное российское государство пошло по пути саморегулирования.

Есть разные мнения, хорошо это или плохо. Но главное  уже ясно. Саморегулирование это полностью оформившаяся реальность, от которой уже не уйти и с которой необходимо жить.

В чем суть саморегулирования. Это все вроде бы знают, но позвольте все же еще раз напомнить. Сущность нового образования отнюдь не в том, что бы за определенную мзду раздавать разрешения на коммерческую деятельность. Саморегулирование это с одной стороны механизм обеспечения качества выполняемых работ. Если государство самоустранилось от функций контроля, то это еще не означает, что мы с вами имеем право строить плохо. Просто сейчас вопросы качества ложатся на СРО. Теперь СРО должно спрашивать со своих членов, а государство спрашивает с СРО.

С другой стороны СРО это необходимый атрибут допуска к работе. Своего рода поручитель перед государством за компанию. СРО берет на себя роль гаранта качества всех своих членов. И за это получает право допускать к работе. Однако не надо воспринимать это право, как право феодала, который хочет милует, а хочет казнит. Деятельность аппарата СРО достаточно жестко регламентирована законом. Законодатель дал СРО все необходимые возможности для регулирования в своей сфере, но мы своими правами должны пользоваться аккуратно и продуманно . И, кроме того, мы свое право на выдачу разрешений обязаны поддерживать большой аппаратной работой, которая не всем видна, но без которой СРО очень быстро прекратит свое существование.

И эта работа выполняется отнюдь не для удовольствия или поддержания руководящего статуса, как быть может, думают некоторые. Эта работа нужна, прежде всего, членам СРО. Сегодня саморегулирование это буфер между бизнесом и государством. Мы фактически берем на себя значительную часть удара контрольной функции государства, которая могла бы быть направлена на бизнес.

Может возникнуть вопрос. А чем общение с СРО проще  прямого общения с государством? Ответ очень простой. Государственная чиновничья машина обезличена. Конкретный чиновник всегда может прикрыть свои действия бумагой, которая как бы предписывает ему определенные действия и спорить с ним достаточно бессмысленно. Кроме того, государственный чиновник всегда находится над бизнесом, и здесь действие идет только в одну сторону, от госаппарата на бизнес и никогда обратно.

Саморегулирование это механизм максимально приближенный к бизнесу. Здесь вы имеете не просто чистую контрольную функцию. Здесь у вас есть возможность принять участие в определении норм и внутренних законов. Наша деятельность коллегиальна и намного более прозрачна, нежели деятельность государственного аппарата.

         Кроме того, СРО это профессиональное объединение большого количества организаций. Региональные СРО объединяются в национальные, имеющие доступ к первым лицам федеральной власти. То есть, между небольшой местной компанией и федеральной властью стоит только два посредника и оба они и местное СРО и национальное объединение есть результат коллективной договоренности и оба эти посредника профессионалы именно в той области, которой и руководят. А это означает, что у всех нас появляется реальная возможность конструктивного диалога с властью. Это большой плюс саморегулирования, которым нельзя не пользоваться. Этот тезис можно подтвердить, например всей деятельностью аппарата НОСТРОЙ, постоянно принимающего участие в законотворческой деятельности. И необходимо заметить, что эта аппаратная деятельность не является чисто московским продуктом. И мы хабаровчане имеем возможность донести свое мнение и свое видение проблем отрасли и путей их решения. Это реальный демократический механизм, а не бумажная декорация. Наше СРО принимает в этой деятельности посильное участие.    

Итак, саморегулирование предлагает достаточно серьезные организационные возможности. Но понятно, что эти возможности приходят не сами по себе, а требуют заметных усилий. Я здесь имею ввиду не только вопросы финансирования деятельности СРО, хотя и это дело важное. Мы планируем свои мероприятия исходя из расчета полной собираемости взносов, но полный сбор это пока некий идеал, до достижимости которого еще достаточно далеко. Но еще есть вопросы контроля деятельности членов СРО и необходимо сказать, что есть руководители наших организаций членов, которые наши проверки воспринимают с плохо скрываемым раздражением.  

Будем надеяться, что отсутствие хорошего взаимопонимания между нашим аппаратом и рядом компаний носит чисто психологический характер. Действительно, саморегулированию три года и это конечно не срок для адаптации к новым условиям ведения бизнеса и тем более не срок для смены психологии восприятия. Но хотелось бы, чтобы процесс привыкания к нашему контролю шел быстрее. Хотя бы по той простой причине, что единые нормы качества поддерживаемые всеми, это имидж всего СРО и следовательно имидж компаний входящих в саморегулируемую организацию. Уже сегодня есть заказчики, обращающие внимание на то, в какое СРО входит потенциальный подрядчик и думаю не за горами время, когда статус СРО будет играть важную роль в борьбе за рыночную нишу. А статус СРО это задача всего сообщества, а не только его аппарата.

Поэтому есть большая просьба не препятствовать нашим представителям в получении объективной информации в разумное время. И еще одна просьба – коллективно подумать, как нам совместно работать над качеством услуг членов нашего СРО. Как уже было сказано выше, саморегулирование - это коллективная ответственность. Это надо понять и принять.

Еще один важный вопрос – обеспечение работой наших членов. Сегодня в отрасли довольно сильно депрессивное настроение. Заказов мало, работы нет. Понятно, что многие компании в этих условиях ждут помощи с любой стороны и можно встретить и  такое мнение, что мол СРО могло бы подумать о том, как и откуда получать заказы членам.

Конечно на самом деле это то же неверная психологическая установка. Организация коммерческой деятельности не является функцией саморегулирования. СРО это форма законного существования бизнеса и по большому счету это и все, что можно ожидать от СРО.

Но, безусловно, мы все в одной лодке. Неэффективный бизнес компаний может означать потерю имиджа всей организации и её развал или превращение в формальную структуру по продаже разрешений. Такие прецеденты в саморегулировании уже есть и к сожалению не единичные.

Наша с вами ситуация конечно далека от такого сценария развития, но проблему надо видеть и надо понимать, что лучшее лечение это профилактика. Успешный бизнес каждого из нас может и должен работать на общую пользу. Может быть, здесь возможны какие-то коллективные усилия, в борьбе за рыночные ниши. Кстати такие прецеденты также есть, но надо подумать, в каких формах такая общая работа возможна и какие координирующие функции может взять на себя СРО.

Такая идея имеет право на существование и не принципиально не запрещена законодательно. Давайте, быть может, подумаем и в этом направлении.

И в заключении хочу сказать, что находится в одной лодке это значит действовать вместе, в одной связке, вести себя честно и открыто, участвовать в принятии общих решений и прилагать все необходимые усилия для их выполнения.