Механизм саморегулирования еще нельзя считать устоявшимся, полностью определившимся в своих методах, системе инструментов воздействия на профессиональную среду, формах взаимодействия с государством. Однако некоторые важные черты уже проявились в достаточно мере, для того, чтобы можно было провести какой-то анализ, на предмет «Что такое хорошо и что такое плохо» и попробовать увидеть направление дальнейшего движения.
Психология восприятия
Основа любого процесса и любой конструкции это люди. Поэтому логические схемы, юридические конструкции это одно, а реальная работа с людьми это всегда немного другое. Саморегулирование было задумано, как организационный механизм радикально отличный от государственного регулирования. И в принципе, как задумано, так и реализовано. Действительно сейчас есть уверенность, что нормативы качества будут вырабатывать профессионалы, а не закрытая группа чиновников. Есть уверенность, что контролирующая функция может стать общим делом сообщества.
Но возможность это еще не свершившийся факт. На пути формирования нового механизма встала старая психология. Бизнесмены пока видят только контролирующую функцию, никому не нужную, мешающую работать, воспринимаемую, как неизбежное зло. В защиту саморегулирования есть один полностью достаточный аргумент. Для устойчивого, эффективного бизнеса необходим положительный имидж. Создание и поддержание имиджа очень непростой процесс, требующий значительных усилий, не всегда возможных для небольшой и средней компании. Это та задача, решение которой возможно в рамках крупной организации.
Идея кстати не новая и даже не современная. Сотни лет назад появились первые гильдии, корпорации, цеха. Цехом называлось не здание, в котором производится продукция, а объединение мастеровых работающих в одной производственной сфере. И в те времена имидж мастера определялся опосредованно, через принадлежность к цеху. Общецеховые достоинства автоматом переходили на каждого члена и работали на него. Но для того, чтобы войти в цех, было, необходимо подчинится жестким правилам и нормативам качества, за нарушение которых из цеха могли исключить. Фактически цеха и гильдии того времени были прообразом современных саморегулируемых организаций.
То есть идея простая и понятная. Вы получаете возможность принять на себя ауру солидности и представительности большой организации, но для этого вы должны подчиниться общим правилам, и спокойно принять контроль, как средство оградить репутацию своего бизнеса от недобросовестных коллег. Функция контроля у саморегулируемой организации не является самоцелью, это необходимый инструмент. Это то, что необходимо понять в первую очередь, но именно этого понимания пока и нет.
Руководители компаний не понимают, а аппараты СРО зачастую и не хотят
Итак, саморегулирование это форма юридического оформления бизнеса, при которой государство большой перечень организационных вопросов передает профессиональному сообществу. Это ни в коем случае не форма продажи разрешений. Однако сегодня появился новый термин «Коммерческое СРО». Термин реальный, отражающий действительные факты. Ведь по формальным признакам саморегулируемая организация это организация, обладающая важнейшим административным ресурсом – правом разрешать работать за определенную сумму. Этот ресурс аппарат СРО получает от государства. У некоторых СРО есть серьезное искушение свести всю работу к торговле разрешениями. И это и есть источник появления коммерческих СРО.
Еще одна причина коммерциализации саморегулирования – это пренебрежения государственного заказчика, на долю которого приходится значительная часть рынка, вопросами качества. Отчасти это может быть происходит в силу недостаточной квалификации части государственных служащих, отчасти, конечно же, виноват закон о государственных закупках – основная идея которого, дешевизна контрактов и быстрое освоение бюджетных денег. Если государственный заказчик начнет спрашивать качество, тогда вес и авторитет саморегулируемых организаций повышающих планку требований к своим членах будет выше, что положительно скажется на всем бизнес - сообществе.
То есть, здесь основная мысль такова. Если будет спрос на качество, то спрос на коммерческие разрешения пойдет на спад, аппараты саморегулируемых организаций будут вынуждены заняться настоящей работой. И ключевой момент здесь конечно, повторюсь – это отношение самого мощного заказчика – государства.
Мы должны ощущать себя в одной лодке
Есть одно принципиальное отличие между аппаратом СРО и госслужбой. Органы государственного контроля находятся над бизнесом. Причем всегда и во всем. Хорошо работают частные компании или плохо, развивается бизнес или нет, государственному чиновнику по большому счету безразлично. Его личный статус и заработок никак не привязан, ни каким рыночным событиям. Более того, государственный аппарат в значительной степени обезличен. Любой добросовестный чиновник руководствуется законами и ведомственными положениями, к выработке которых он не имеет никакого отношения. И они для него стена, которой он отгораживается от предпринимателя.
Саморегулирование в этом смысле предоставляет уникальные возможности. Контролирующий аппарат находится в пределах досягаемости. Конкретная саморегулируемая организация имеет размеры, позволяющие каждому члену участвовать в процессе принятия решений и установления норм и правил поведения. Аппарат СРО находится в прямой зависимости от эффективности бизнеса своих членов и, следовательно, этот аппарат и члены саморегулируемой организации просто обязаны ощущать себя в одной лодке.
Более того, механизм саморегулирования дает реальный выход на законодательный уровень. Есть теория, согласно которой любые два человека на планете знакомы друг с другом через пять рукопожатий. Рядовой член СРО знаком с законодателем через два рукопожатия. Первое – это своя саморегулируемая организация и второе это национальное объединение. Всего два уровня и причем уровня профессиональных, принятие решений на которых не сводится к чистым чиновничьим играм по распределению сфер влияния.
В заключение
Таким образом, механизм саморегулирование действительно предоставляет реальные возможности для развития именно рыночных отношений, действительно цивилизованных, действительно управляемых, но пока ситуация далека от завершенной, пока ситуация нуждается в серьезном законодательном совершенствовании. Угроза выхолащивания идеи саморегулирования и превращения её в бизнес по продажи индульгенций пока остается реальной.