
Минстрой России совершенствует ценообразование капитального ремонта
Минстроем России утвержден План мероприятий по совершенствованию ценообразования проведения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, в соответствии с которым Главгосэкспертизой России совместно с ППК «Фонд развития территорий», ППК «Единый заказчик в сфере строительства», Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Московской области ведется работа по разработке и актуализации сметных норм федеральной сметной нормативной базы (ФСНБ-2022).
«Капитальный ремонт МКД – значительная, если не превалирующая доля закупок в регионах, где необходимы уточнения для реализации дополнительных шагов по увеличению количества подрядных организаций, участвующих в соответствующих закупках. Задача ускорения вопроса разработки и актуализации сметных норм по капитальному ремонту, учета реальных трудозатрат – одна из приоритетных»
Главгосэкспертизой создано соответствующее подразделение, которое занимается этими вопросами. Минстроем России дополнительно проанализирован состав и уточнён список разрабатываемых норм, который изначально составлял 156 позиций, а также расставлены приоритеты для наиболее эффективного выполнения данной работы.
Соответствующие изменения планируется внести в План актуализации сметных нормативов на 2025-2027 гг. с которым возможно ознакомиться на официальных сайтах Минстроя России и ФГИС ЦС.
«Создание отдельного подразделения является шагом, который должен систематизировать работу и придать ей необходимый динамизм. Максимально открыто работаем с профессиональным сообществом, привлекая для обсуждения потребности в нормах и проведения хронометражных наблюдений СРО, крупных подрядчиков, представителей фондов капремонта из разных регионов»
— замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко
Анализ сметно-нормативной базы
Для того чтобы обеспечить отрасль современными, объективными сметными нормами, отражающими затраты подрядных организаций на выполняемые работы, Фонд развития территорий проанализировал сметно-нормативную базу в части норм на капитальный ремонт и направил в Минстрой России и Главгосэкспертизу России перечень работ, нормы на которые отсутствуют или требуют актуализации.
- Список составил свыше 200 позиций
- Ведется работа по актуализации ресурсной части 21 действующей сметной нормы
- Разрабатывается 13 новых сметных норм ФСНБ-2022
«Фонд развития территорий совместно с Минстроем России занимается совершенствованием системы капремонта многоквартирных домов, и сметные нормы – часть этой работы. Создание новых норм, объективно отражающих затраты на капитальный ремонт МКД, позволит подрядным организациям достовернее определять сметную стоимость работ, а регионам – эффективнее планировать программы капремонта»
— Генеральный директор Фонда развития территорий
Хронометрические наблюдения в регионах
По данным нормам в следующих регионах уже проведены 22 хронометрических наблюдения:
- Московская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Санкт-Петербург
В рамках исполнения Плана мероприятий (№ 21-П/09) на постоянной основе осуществляется подбор объектов в различных регионах страны для проведения новых нормативных наблюдений.
Нормативное регулирование
Работа по формированию предложений об утверждении (актуализации) сметных норм ведется Фондом развития территорий с июня 2025 года для последующего включения Минстроем России в План утверждения (актуализации) сметных нормативов и будет продолжена на постоянной основе.
Планирование, рассмотрение и утверждение новых и актуализированных сметных норм осуществляется в соответствии с:
- Порядком утверждения (актуализации) сметных норм — приказ Минстроя России от 13 января 2020 г. № 2/пр
- Методикой разработки сметных норм — приказ Минстроя России от 18 июля 2022 г. № 577/пр
Кто может разработать сметную норму:
- Федеральные органы исполнительной власти
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Органы местного самоуправления
- Юридические лица
Результаты этой работы будут применяться по всей стране и оказывать положительный эффект в части экономии бюджетных средств разных уровней.