С 1 сентября текущего года формируется государственный информационный ресурс, в который войдут все требования – своды правил и стандарты Минстроя России, противопожарные нормативы, санитарные нормы и правила, радиационные нормы и другие – подлежащие применению на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений.

Инициативой предлагается законодательно ограничить возможность органов власти требовать исполнения того, чего не было в этом реестре на момент начала строительства. Это обеспечит синхронизацию требований различных ведомств в строительной сфере, а также внедрит согласованный подход к их назначению.

С утверждением законопроекта отрасль получит чёткий единый цифровой реестр требований, на основании которого будут проектировать, а затем проверять и спрашивать в экспертизе и на остальных этапах жизненного цикла объекта. Также это позволит снять имеющиеся коллизии и неточности в нормативно-технической базе, перейти в будущем к автоматизации процессов в проектировании. Законопроектом будет исключена необходимость разработки специальных технических условий, а значит и снижены временные и финансовые издержки застройщиков.

Законопроектом предусмотрено, что указанные ограничения по реестру вступят в силу с 1 марта 2026 года.

Законопроектом предусмотрен отказ от утверждения двух отдельных перечней национальных стандартов и сводов правил или же их частей, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе соблюдаются требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Технический регламент). Вместо этого в качестве доказательной базы предлагается использовать все действующие строительные своды правил и стандарты, другие требования, включаемые в формируемый реестр, стандарты организаций и иные документы по стандартизации, в том числе выполненные в иностранных системах. Планируется развить механизм обоснования отклонений от норм посредством проведения и получения результатов исследований, расчетов и испытаний, моделирования, оценки рисков, которые могут быть получены по результатам организации научного сопровождения. Безопасность объектов будет обеспечиваться верхнеуровневыми параметрами, а не строгим следованием способам их достижения. Таким образом, проектировщики получат возможность поиска и реализации наиболее эффективных путей достижения требований Технического регламента. Это обеспечит гибкость в разработке и принятии проектных решений при сохранении безопасности. Принятие законопроекта станет правовой основой для перехода на более эффективную и открытую к инновациям параметрическую систему нормирования в строительстве.

Параллельно с работой над законопроектом Минстроем России подготавливается комплекс мер по повышению уровня ответственности и квалифицированности кадров в отрасли, отвечающих за безопасность и качество строительства. Планируется внедрить независимую оценку квалификации, как способ проверки знаний и компетенций главных инженеров и архитекторов проектов, а также проведение регулярной – один раз в два года - аттестации государственных экспертов, специалистов государственного строительного надзора и строительного контроля.